Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Республиканские порталы Карта сайта Вход

Муниципальный район Уфимский район Республики Башкортостан

Гимн уфимского района

История заселения Уфимского края

Местоположение Уфимского района обусловило его богатую историческими событиями судьбу. Первые упоминания о регулярных поселениях на этой земле относятся к глубокой древности, и потому история заселения земель нынешнего Уфимского района тесно связана с историей возникновения самой Уфы.

Во второй половине XVI и XVII веков на территории современного Башкортостана располагался Уфимский уезд, который делился на 4 дороги: Казанскую - на западе, Сибирскую на востоке, Ногайскую - на юге и в центре, Осинскую - на севере (слово «дорога» происходит от монгольского «даруга» - территориальная единица).

Дороги делились на волости, во главе которых стояли старосты - представители феодальной знати, а общее управление уездом осуществляли царские воеводы. В целях упрочения своих позиций царское правительство возводило на территории Башкирии военные поселения и крепости.

В 1574 году на реке Белой была построена деревянная крепость Уфа, которая в 1586 году стала городом. Для строительства крепости Иваном Грозным были высланы стрельцы из земли Смоленской (позднее их стали называть служивыми людьми).

Почти сразу около крепостей стали селиться выходцы из средней полосы России. Вместе с ними сюда проникали и беглые люди. Из такого разнородного люда и складывалось население Уфимской и окружавших ее крепостей. Занимались горожане земледелием, ремеслами, что и составляло их единственный источник жизнеобеспечения.
Путь самых первых русских поселений в Башкирии проходил по реке Белой (старинное название - Белая Воложка), имея направление к северо-западу от Уфы. Здесь находились непроходимые глухие леса, что, во-первых, помогало спасаться от разорительных набегов кочевников, во-вторых, лес использовался для строительных нужд и заготовки дров. Дары леса, охота и рыболовство помогали людям выжить в суровых условиях. Постепенно у леса отвоевывались земли для поселения, развития земледелия. Самым трудным при этом было выкорчевывание вековых пней. Жительница Красного Яра Е.П. Вагина поведала, по рассказам своей бабушки: они были настолько велики, что на них мог поместиться взрослый человек во весь рост.

Самые первые поселения русских в округе крепости Уфа - это села Богородское (ныне - в черте города Уфы), Красный Яр, Богородское (ныне - в Бирском районе).

Далеко в глубь веков уходит история создания села Красный Яр. По царской грамоте 1635 года значится, что на месте, где ныне расположено село Красный Яр, в 1618 году жили так называемые «пришлые люди и имели церковь Божию».

А.Р. Ширгазин в книге «Православные храмы Башкирии. История и архитектура» (выпуск 7, 1995 год) подтверждает, что в 1618 году «село Красный Яр имело церковь», а значит уже в то время оно было достаточно крупным.
Село расположено на месте очень древнего поселения. При раскопках 1956 года здесь была обнаружена древняя стоянка людей, относящаяся к I-II тысячелетию до нашей эры.

Название села связано с его местоположением. Оно находится на высоком, крутом берегу, покрытом красной глиной и песком.

К концу XIX века в селе было 200 дворов, 1386 жителей, из которых 687 человек составляли мужчины, 699 - женщины. К этому времени «тщанием прихожан» в селе была построена новая церковь. При церкви действовали два училища. В селе имелось три маслобойки, три красильных заведения, одна водяная и тринадцать ветряных мельниц; была своя пристань. Жители торговали хлебом (зерно, мука), мочалом, липовыми плашками, продуктами животноводства.

По данным переписи за 1902 год в селе уже было 262 двора, проживало 2222 человека. Село состояло из четырех главных улиц: Суконной, где жили самые богатые люди, Большой (ныне им. Чапаева), Офицерской (ныне Советская), Любиловки (ныне им. Фрунзе).

Кроме водного пути по реке Белой из Красного Яра была проложена единственная проселочная дорога до Уфимско-Бирско-Сибирского тракта.

В 1906 году село имело каменную церковь, которую построили вместо сгоревшей деревянной. Освятили ее во имя Живоначальной Троицы. По сведениям Н.Ф. Бельской (старшей дочери священника Красноярского прихода Ф.А. Бельского), проживающей ныне в Уфе, известно, что при церкви находилась богатая библиотека, привезенная из села Богородское. Книги были не только церковного содержания, но и художественная, методическая литература, которой пользовались учителя местной школы.

Жили в селе два полицейских урядника, священник, дьякон, псаломщик и два учителя. К концу 1905 года здесь существовали земская школа, библиотека-читальня, три бакалейных и одна винная лавки, хозяйственный магазин, одиннадцать ветряных мельниц.

Сильный пожар, вспыхнувший летом 1906 года, уничтожил почти весь Красный Яр, но жители быстро восстановили село и даже построили новое здание школы. В 1907 году учебный год начался в новом одноэтажном здании.

По данным переписи 1917 года с. Красный Яр имело 280 дворов, в которых проживали 1750 человек. Это свидетельствует о великом трудолюбии красноярцев. Не случайно многие фамилии в селе произошли от названия ремесел. Коренных красноярцев и сегодня можно узнать по их фамилиям: Вагины, Вязовые, Еремеевы, Жерновковы, Засыпкины, Пономаревы, Скорняковы, Стрельниковы, Смольниковы, Сухаревы, Солодовниковы, Ступины, Чудовы, Шангины.

Героическая история еще у одного древнего селения Уфимского района - села Чесноковки. Впервые оно упоминается в 1584 году. Село входило во владения Успенского мужского монастыря. В 1647 году в нем было 29 дворов с населением 81 человек. Позднее село переименовали в Вознесенское, а затем вновь вернули название Чесноковка, по фамилии первого поселенца.

В 1773-1775 годах село попало в гущу событий крестьянской войны под руководством Е.И. Пугачева. Оно являлось крупным центром, который способствовал сплочению сил и координации действий восставших на территории Приуралья и Западной Сибири. Руководство центром было поручено атаману Чике Зарубину (дом, где находился штаб Зарубина, сохранился до наших дней). 24 марта 1774 года у деревни Зубовки, в пяти верстах от Чесноковки, произошло крупное сражение между повстанцами и правительственной армией во главе с И.И. Михельсоном, в котором погибло около 500 повстанцев. По преданиям жителей, некоторых из них похоронили около д. Камышлы. Останки захороненных людей действительно были обнаружены при строительстве животноводческого комплекса в 1974 году. Через 200 лет их перезахоронили.

Не менее яркая история освоения земель - вокруг села Булгаково. Еще в 1236-1240 годах здесь пролегал путь хана Батыя, внука Чингисхана, шедшего завоевательным походом в Волжскую Булгарию. В конце XIV века, в период разгрома Золотой Орды, здесь прошли войска среднеазиатского эмира Тимура. В XVIII веке по этой земле проходили отряды Емельяна Пугачева.

В конце XVIII века башкиры д. Мусино Минской волости во главе с сотником Кундрясом Бердыгуловым продали надворному советнику Н.М. Булгакову «в вечное потомственное владение землю по р.Уршак до леса Ксиурман». Часть этой земли Н.М. Булгаков сам перепродал помещице Жедринской. Новое сельцо первое время еще называлось по-старому - Алмантаево, и жителями его, предположительно, были чуваши.

В XIX веке село становится центром Воскресенской (позже -Булгаковской) волости. В 1906 году в составе волости находилось 28 селений с населением 10489 человек. Население с. Булгаково в дальнейшем увеличивалось за счет объединения и переселения жителей соседних деревень.

Деревня Камышлы основана в 1779 году. Ее первое название -Алмантаево, а переименовали ее в Камышлы в 1930-х годах.

В конце XVIII века в деревне насчитывалось 44 человека государственных крестьян, в начале XIX века - 42 души мужского пола и 44 двора. К концу XIX века жителей деревни было 316, а в 1920 году согласно переписи - 476 человек и 125 дворов.

Испокон века основными жителями деревни были чуваши, ныне здесь проживают 704 человека разных национальностей.

Село Черкассы по некоторым данным основано в 1872 году. Несколько семей переехали сюда из Вятской губернии и поселились на северной стороне современного села. Черкассы заметно выросли в 1920-е годы. Здесь разместились склад с общественным фондом зерна, банк и волость. В те годы дворов в селе насчитывалось более 200, а численность населения составляла 1311 человек.

Интересна история возникновения деревни Жуково. В 1700 году на жительство в Уфу прибыл поручик Михаил Гаврилович Жуков, служивший до этого в Казани и Самаре. В Уфе по ул. Средней Московской, что находилась около Уфимского Кремля, у него проживала многочисленная родня. В 1710 году он с братьями Алексеем и Василием берет на десятилетнее владение землю у уфимского посадского человека И.П. Кафтанова за речкой Сутолокой (ныне район улицы С. Перовской). В 1723 году М.Г. Жуков покупает у Уфимского отставного стрельца М.П. Рукавишникова пахотную землю в количестве 25 десятин за реками Бе¬лой и Демой.

В этом же году М.Г. Жуков приобретает за рекой Демой у вдовы посадского человека М.Н. Кожевниковой еще пять четвертей земли с усадьбой и постройками, с сенными покосами от Ольхового болота до Большой Казанской дороги; кроме того, он покупает еще пять четвертей земли, сопредельной с кожевниковскими владениями.

В 1728 году он покупает уже десять четвертей поместной земли с беглыми крестьянами у дворянки М.М. Садиковой.
В январе 1734 года М.Г. Жуков получает в наследство землю своего брата Алексея с усадьбой и дворовым человеком. В этом же году он покупает землю Алексея Яковлевича Антропова, сопредельную с его вотчиной. Таким образом, во владении М.Г. Жукова к 1735 году оказались вся пахотная земля и покосы между рекой Де¬мой и Большой Казанской дорогой (ныне шоссе-трасса Уфа-Дюртюли, Уфа-Казань). В 1736 году полицмейстер М.Г. Жуков расселяет на этой земле 6 крепостных крестьян с семьями. Так появилась деревня Жуково.

Через 37 лет через деревню прошла Пугачевская война. В 1774 году царский подполковник И.И. Михельсон, проводивший карательные операции против повстанцев, докладывал командующему А.И. Бибикову: «...по дороге к Уфе в деревню Жуково выслано для недопуску меня в Уфу две тысячи человек злодеев с четырьмя пушками, ...пугачевцы под командованием Чики Зарубина были разгромлены и отступили от Уфы».

А через 100 лет во время строительства Самаро-Уфимской железной дороги в 1886 году на окраине деревни Жуково был возведен разъезд Авдон.

2 июня 1919 года части 75-й бригады 25-й Чапаевской дивизии, наступая на колчаковцев, освободили район станции Авдон, а затем продвинулись в сторону Цыганской поляны. Со 2 по 9 июня в Авдоне находился штаб 25-й дивизии под командованием В.И. Чапаева.

Поселок Загорский возник в 1933 году как подсобное хозяйство ГПУ, там работали ссыльные раскулаченные, были и вольнонаемные. Жили в землянках, затем появились два барака, магазин с пекарней.

В 1940 году поселок назывался «Совхоз НКВД». С 1945 года здесь селились освобожденные из сталинских лагерей. В 1946 году возникли два совхоза: «совхоз МВД» и «совхоз КГБ». К 1949 году в поселке была построена школа. В 1953 году произошло слияние этих совхозов в один «совхоз МВД». В 1960 году он был передан совхозу «Дмитриевский». В 1963 году совхоз снова разделился, и поселок стал третьей бригадой совхоза «Уфимский».

Сегодня поселок Загорский - подсобное хозяйство Уфимской государственной заводской конюшни; преобладающее население поселка - чуваши.

В 1940-1943 годах одна из войсковых частей вела разработку торфяных болот в районе нынешнего поселка Торфяной. На очищенных местах стали строить дома для рабочих (в простонародье это место назвали «Нахаловка»). В 1960 году поселок был занесен в книгу административно-территориального деления БАССР.

Поселок Геофизиков возник в 1961 году как база башкирских геологов. Первоначально его назвали Торфяной, так как он находился рядом с одноименным поселком, затем он получил название Геофизиков.

Деревня Новотроевка образовалась весной 1927 года. Ее первыми поселенцами стали выходцы деревни Сарты. Их было 25 человек. Жители вели единоличное хозяйство, занимались ремеслом. Среди них были плотники, валяльщики, печники, портные. Известны имена строителей домов: Игнатьев Нестор и Иванов Ларион.

Поселок Первомайский организован в 1933 году как отделение совхоза НКВД и до 1961 года назывался «ферма». Первыми его жителями стали раскулаченные, репрессированные и люди, выселенные из других районов республики.

Основным занятием населения было свиноводство.

Поселок Октябрьский был организован на «голом» месте в 55 километрах от Уфы в 1930 году. Первыми его жителями также стали репрессированные, раскулаченные жители из других районов республики. Поселок в ту пору назывался «базой» и находился в подчинении НКВД. Люди жили в бараках и землянках и до 1957 года отмечались в комендатуре.

С 1961 года поселок стал называться Октябрьский. Известны фамилии первых жителей: Руденко, Саитгалины, Мурзаковы. Сельчане занимались животноводством и полеводством.

Зубово. Исполняя волю своего покойного отца - коллежского советника Николая Семеновича Зубова, выраженную им в духовном завещании 11 мая 1789 года, 20 марта 1808 года два брата Зубовы - отставной майор Сергей Николаевич и капитан Александр Николаевич, разделили между собой наследство. Согласно воле отца Сергею досталось сельцо Никольское (Касимово), Александру - Зубовка. В сельце Никольское было 1619 десятин, а в Зубовке - 1555 десятин. Оба брата, согласно завещанию, выделяли долю своим двум меньшим сестрам.

В историческом документе 1697 года упоминается казак С.Зубов, владевший кузницей в Уфе, в Большой Речной слободе на берегу р. Сутолоки. По указанной дате вполне можно допустить, что он - прадед Николая Семеновича Зубова. Н.С. Зубов - отставной капитан и коллежский советник, купил земли около Зубовки в 1771-1788 годах, имеется документ о покупке дворовых людей у отставного капитана М.Н. Аничкова в 1771 году.

В 1870 году Зубовка состояла из двух примыкающих друг к другу частей, расположенных на левом берегу реки Берсиянки: деревни и сельца. В д. Зубово было 50 жителей (8 дворов), имелись 2 водяные мельницы, жители занимались плетением лаптей; в сельце Зубовке было 244 жителя (42 двора), имелась водяная мельница, жители занимались извозничеством.

Сегодня в Зубово проживают 1077 человек (674 хозяйства).

В сельце Никольском (Касимо¬во) майор С.Н. Зубов по шестой ревизии 1810 года имел дворовых 16 и крестьян 20 душ мужского пола.

В 1850 году две его дочери имели: титулярная советница Вера Сергеевна Михайлова - 17 душ (3 двора) и коллежская регистраторша Мария Сергеевна Сокурова - 5 душ (1 двор) крестьян.

Малолетнему Петру Сергеевичу там же принадлежала 51 душа (7 дворов крестьян).

Упоминается новая владелица - подполковница Елена Михайловна Ригонье, имевшая 80 душ (14 дворов) крепостных, из них 10 дворов были перевезены ею из села Анненское Перетинского уезда Полтавской губернии. В 1870 году с. Касимово, расположенное при речке Шакше, имело 122 жителя (28 дворов). Там была церковь, водяная мельница; жители занимались пчеловодством.

Из рода Зубовых - предки писателя С.Т.Аксакова со стороны матери. О них он пишет в своей книге «Детские годы Багрова-внука»: о том, как Александр Николаевич Зубов, дядя писателя, возил его два раза в театр, о поездках в гости в Зубово и о том, как он вылечился после долгой болезни, находясь здесь.

В 1787 году надворный советник Н.И. Мирзаханов купил за 500 рублей у башкир Ногайской дороги Чубиминской волости Уфимской округи огромную территорию между реками Белой, Демой и Чесноковкой. В купчей упоминается деревня Таптыково, уже до этого принадлежавшая Мирзаханову. В исторических материалах упоминается о поручице Татьяне Селиверстовне Таптыковой (урожденная Артемьева) и о том, что Мирзаханов купил у нее имение в 1879 го¬ду; предположительно деревня названа ее именем.

По шестой ревизии 1811 года д. Таптыково принадлежала уже Баженовым - титулярному советнику Григорию Филатовичу (дворовых - 10 и крестьян - 24 души мужского пола) и его жене Марии Никитичне (дворовых - 64, крестьян - 20 душ мужского пола).

По девятой ревизии сельцо Таптыково (называлось и Мирзаханово) принадлежало детям Г.Ф. и М.Н. Баженовых: дочери, коллежской секретарше Александре Григорьевне Бреевой (38 душ крепостных) и сыну, поручику Глебу Григорьевичу (70 душ крепостных).

В сельце кроме этого 373 души принадлежали штаб-ротмистру Виктору Яковлевичу Стобесу, часть крестьян достались ему от отца и были перевезены в 1849 году из села Высокого Бузулукского уезда.В 1870 году в д. Таптыково проживали 404 человека, ныне - более 800 человек.

Деревня Романовна (Жуковский сельсовет) названа так по имени первого владельца. В 1740 году генерал-лейтенант

Леонтий Яковлевич Соймонов - начальник Комиссии Башкирских дел - имел адъютанта Василия Ивановича Романовского, чей сын Василий Васильевич Романовский был надворным советником, председателем Уфимского уездного суда. Жена В.В. Романовского Анна Ивановна - статская советница - купила у разных лиц пять смежных земельных участков по левую сторону от реки Демы (ныне на этой территории находятся Демский район Уфы и прилегающие к нему с севера земли Уфимского района). Купленные земли заселялись крестьянами. Так, в 1799 году появилось сельцо Анненское, названное по имени жены В.В. Романовского. В 1811 году Анна Ивановна Романовская уже имела здесь дворовых 11 и крестьян 8 душ мужского пола, а мужу принадлежали 6 душ крестьян мужского пола. По данным 1870 года сельцо Анненское (ныне д. Романовка Жуковского сельсовета) при речке Камышинке, в 12 верстах от Уфы, имело 15 дворов, в которых проживали 86 человек.

В 1800-х годах на месте нынешнего села Шемяк находилась деревня Казанка, здесь же на речушке Шемяк селились в основном башкиры.

По преданию, еще во времена барщины эти земли заняли 4 барина; деревню заселили русскими крестьянами. Дом одного из них находился в середине деревни рядом с церковью, и его называли шемякским. Отсюда и пошло название села.

В деревне бытует интересная легенда: одной из владелиц села была Надежда Андреевна Глухарева. У нее не было родственников, и за 25 лет до своей смерти она написала завещание, где говорилось, что все крестьяне деревни, спасшие ее от пугачевских повстанцев, освобождаются от барщины и наделяются землей. До революции жители села ежегодно отмечали день подписания завещания, называя его «Именины барыни».

Деревня Бейгулово образовалась в 1890-1895 годах. Первыми ее поселенцами были выходцы с Украины, Полтавской и Черниговской областей. Деревня образовалась на землях, купленных у башкир. Население до 1940 года в основном было украинским. Первыми поселенцами стали члены семьи Семена Бейгула, отсюда пошло и название деревни.

До 1917 года жители занимались сельским хозяйством, имели по 8-12 детей. В деревне работала начальная школа.

Первые упоминания о деревне Юматово относятся к концу XVIII - началу XIX веков. Она получила свое название по фамилии помещика поручика Василия Степановича Юматова, который жил здесь в начале XIX века (умер в 1847 году, похоронен в Жуково, где до сих пор сохранилась чугунная надмогильная плита). На месте нынешней деревни располагались помещичья усадьба и небольшое поселение в 10 дворов. Со временем деревня расстроилась. Большим толчком к этому послужило строительство железной дороги, а при ней - одноименной станции. Тем не менее, до начала 30-х годов двадцатого столетия в деревне была лишь одна улица в 20 домов.

С 1934 года в связи с открытием санатория «Юматово», который расположился в одном километре от деревни, значительно возросла численность населения за счет сотрудников и обсуживающего персонала санатория. В селе началось строительство жилых домов. В годы Великой Отечественной войны в деревню переезжали беженцы из западных областей страны, многие из них остались здесь на постоянное жительство.

Деревня Уптино образована в 1935 году одновременно с созданием Юматовского лесничества. Основными занятиями ее жителей являлись лесозаготовка и деревообработка. В селе находились пилорама, столярная мастерская.

На 1 января 2000 года в Уптино проживают 140 человек. По Генеральному плану развития района в поселке предусмотрено значительное строительство, что позволит довести численность его жителей до 1000 человек.

Деревни Суровка и Михайловка образовались в середине XVIII столетия. Легенда связывает их происхождение с пугачевским восстанием. Обе деревни располагаются на возвышенности, богатой водными источниками, а вода из каменных ключей бьет холодная, ледяная. Вот и прозвали повстанцы это место «Суровый ключ». Чуть позже четыре семьи из отряда пугачевцев поселились на этом холме. Известно имя лишь одного из них - Сергей Николаев. Дом, где он жил со своей супругой Евгенией, сохранился и по сей день. Они и прозвали деревушку Суровкой.

Поначалу в селе Михайловке было всего три строения, из них - два купеческих дома. Эти дома сохранились. В одном из них сегодня располагается сельсовет, другой находится на территории лагеря «Родничок».

Очень древняя история у поселка Кармасан. По башкирским легендам, летом 1391 года вблизи деревни Кундузлы случилось большое сражение между Туктамыш-ханом и эмиром Средней Азии Аксак Тимером. Со стороны Туктамыш-хана в этом сражении принимал участие и Ялыкбей со своими сыновьями Кармасаном и Чармасаном. Для Туктамыш-хана это сражение окончилось полным поражением. В живых остались немногие, сыновья же Ялыкбея героически погибли.

Башкирский народ чтит своих батыров и, чтобы увековечить память о них, назвал их именами две безымянные речки. Эти речки - Кармасан и Чармасан - берут свое начало в Благоварском районе и впадают в красавицу Агидель.

Первыми начали строительство населенного пункта на левом берегу реки Кармасан в 30-е годы коммунисты-двадцатипятитысячники, призванные правительством на работу в деревни для создания колхозов и совхозов. Среди них были Шафик Ибрагимов, Ильяс Маликов, Камалетдинов, Муратов. С них и начинается история поселка.

Совхоз был организован 1 сентября 1929 года. Контора совхоза Кармасан находилась в деревне Асаново. В Кармасане было всего три дома: первый - контора, второй - столовая, третий - квартира. В механической бригаде в этом же году было 7 тракторов. На этих тракторах обрабатывали 12000 га земли. Директором совхоза в эти годы работал Муратов. На деньги кулаков покупали скотину, лошадей, строили дома. В 1932 году 4000 га земли передали в колхоз.

Деревня Асаново свое название получила по имени первопоселенца башкира Асана. Еще в 1780 году она стала национально смешанной: по договору башкиры припустили сюда мишарей (в другом документе говорится о купле ими земли). Через 8 лет был повторен припуск. В 1795 году здесь были взяты на учет 20 башкир, 68 мишарей, в 1834 году - 57 башкир, 206 мишарей. Из числа башкир вотчинниками-владельцами земли являлись всего четыре жителя, припущенниками-пользователями земли - 53 человека. Всех жителей в 1896 году было 779 человек. В 1843 году на 57 башкир сеяли 88 пудов озимого и 328 пудов ярового хлеба, или 7,3 пуда на каждого. На 206 мишарей было засеяно 520 пудов озимого и 824 пуда ярового хлеба, или 6,5 пуда на каждого. Под пашней все имели 202 десятины. Жители деревни ходили в мечеть. В конце XIX века здесь были построены бакалейная лавка и хлебозапасный магазин.

По переписи 1920 года все население деревни было отнесено к башкирам (1038 человек), что не соответствовало действительности, так как мишари составляли подавляющее большинство жителей Асаново.

Деревня Юлушево возникла между 1801 и 1815 годами. Это было поселение вотчинников-каршинцев. В 1816 году здесь проживали в 5 дворах - 50, в 1850 году в дворах - 64 башкира. В 1896 году были взяты на учет 111 человек. 1920 году в 30 дворах жили 179 башкир. Деревн?

Символика

Прямоугольное полотнище с соотношением ширины к длине 2:3, состоящее из двух равновеликих вертикальных полос: красного (у древка) и зеленого цвета, в центре которого – скачущий конь белого цвета.
___________________________________________________________

Утвержден решением Совета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 3 июля 2006 года № 7.

Внесен в Государственный регистр символики в Республике Башкортостан с присвоением регистрационного номера 058.

Внесен в Государственный геральдический регистр Российской Федерации с присвоением регистрационного номера 3231.

Обоснование символики

История и развитие Уфимского района тесно связаны с возникновением Уфы как города-крепости и становлением ее как столицы Башкортостана. Особенностью района также является его географическое положение вокруг экономического и политического центра республики.

Все это обусловило то, что территория района была центром крупных исторических событий. Жители района бережно хранят память о Крестьянской войне под руководством Е. Пугачева, один из штабов которого находился в селе Чесноковка.

В гуще событий оказался район в годы Гражданской войны.

Во время Великой Отечественной войны здесь формировалась легендарная 112-я Башкирская кавалерийская дивизия под командованием генерала М. Шаймуратова.

Поэтому центральной фигурой герба выбран скачущий серебряный конь – как народная память об историческом прошлом и символ устремленности в будущее.

Красный цвет символизирует преданность Родине, свободу, благородство, а также кровь, пролитую за Отечество.

Зеленый цвет поля герба – это символ жизни, вечности, изобилия, плодородия, покоя и мира.

Лазоревая оконечность герба с серебряными рыбами символизирует географическое положение района у слияния рек Белой, Уфы, Демы и Уршака, насыщенность его озерами и реками, богатыми рыбой.

Лазоревый цвет – символ совершенства, миролюбия и щедрости.