Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Республиканские порталы Карта сайта Вход

Муниципальный район Уфимский район Республики Башкортостан

Доклад главы администрации МР Уфимский район Вилория Угарова на совещании Проектного офиса по реализации мероприятий в рамках участия Республики Башкортостан в Национальном рейтинге

12 Ноября 2015
12
0

Уважаемые участники заседания!

          Администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан является участником пилотной апробации внедрения успешных Практик, направленных на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне, проводимых АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» среди 24 муниципальных образований Российской Федерации.

         В рамках мероприятий по улучшению и развитию инвестиционного климата на территории муниципального района, внедрены 10 Практик.

          Прежде чем поделиться опытом работы по апробации выбранных нами муниципальных практик, хотелось бы дать краткую информацию об Уфимском районе Республики Башкортостан. 

         Аграрный район с официальной численностью населения порядка 80 тысяч человек на сегодняшний день является крупной строительной площадкой. А именно на территории района в данное время строится два технопарка: 1) технопарк энергоэффективных технологий Русгидро;2) и технопарк «Уфимский» с якорным предприятием частной австрийской фирмы Кроношпан (переработка древесины). 

          В стадии проектирования находятся еще три технопарка: 1) агротехнопарк или по – другому можно назвать оптово-распределительный центр по продвижению продукции сельхозтоваропроизводителей; 2) технопарк по производству строительных материалов; 3) и муниципально-частный технопарк «Нижегородский» для начинающего бизнеса. 

         Кроме строительства и проектирования технопарков на территории Уфимского района внедряются в жизнь не менее десяти крупных инвестпроектов. Только в 2014 году сумма инвестиций превысила 11 млрд.рублей. 

         Одним из приоритетных направлений развития района является комплексная жилищная застройка. В 2014 году было введено 322 тыс. м жилья, в этом году уже введено порядка 300 тыс. м. На территории района ведут работу два застройщика по программе «Жилье для российской семьи» с общей площадью 100 тыс. м жилья. 

         Что же касается внедрения успешных муниципальных практик в жизнь, то здесь надо сказать, что это хоть и новое направление, но достаточно эффективное и необходимое для развития бизнеса и привлечения инвестиций.

                                                                                                         II.

 

      II. Из десяти выбранных лучших муниципальных практик выстраиваем некую систему, позволяющую в правовом поле эффективно взаимодействовать с бизнесом в части привлечения инвестиций :

          Первая группа Практик, таких как:

       1.Введение института инвестиционного уполномоченного на муниципальном уровне

       2.Создание структурного подразделения для управления деятельностью по улучшению инвестиционного климата

       3.Создание Инвестиционного совета по улучшению инвестиционного климата и развитию предпринимательства при главе муниципального образования

       4.Обеспечение взаимодействия с институтами развития в целях привлечения финансирования на строительство Индустриальных парков на территории муниципального района

       5.Формирование обоснованных эффективных ставок земельного налога и арендной платы за земельные участки на территории муниципального района,

        - установила не только порядок работы и правила игры, но и вывела работу Администрации района по привлечению инвестиций в правовое поле. Это очень важно, т.к. при действующей системе работы муниципальных органов, всегда может возникнуть вопрос по коррупционной составляющей при получении бизнесом определенных преференций. А самое главное, при выборе вышеуказанных Практик, значительно вырос эффект от работы конкретно закрепленных работников Администрации района за тем или иным направлением деятельности.

        При обычной работе это сделать было невозможно, из-за огромного потока документооборота. Так, например, на одного работника отдела земельных отношений приходится 1000 обращений в год. При такой загрузке практически невозможно даже думать об инвестклимате.

        Таким образом, создав определенную систему из 5-ти выбранных Практик, подкрепленную принятыми НПА, регламентами, положениями мы внедрили Практики, которые позволяют бизнесу по понятным  правилам, в более короткие сроки и за меньшие финансовые издержки осуществлять инвестиции, и на начальной стадии просчитывать экономический эффект от вложений.

сокращения финансовых издержек инвесторов на госрегистрацию договоров аренды муниципального имущества за счет подачи документов на регистрацию ОМСУ». Объем фактической экономии средств инвесторов по итогам внедрения практики (экономический эффект от оказания услуги) – составляет свыше 3,39 млн. руб. Суммарный объем потенциальной экономии средств инвесторов посредством введения услуги составит более 7,28 млн. руб. Следует отметить, факт активного оказания подобной услуги Администрацией (а также использования существующего законодательства с целью экономии средств инвесторов), в т.ч. и ранее, - непосредственно до мероприятий АСИ.

        Следующая практика: «Утверждение процедуры реализации проектов с использованием механизма муниципально-частного партнерства». В рамках развития МЧП на территории Уфимского района осуществляется реализация проектов: 1.Реконструкции имущественного комплекса коммунальной инфраструктуры с привлечением концессионного механизма в СП Михайловский с/с. 2.Строительства канализационных очистных сооружений в СП “Зубово”, производительностью 5 000 куб.м./сут. 3.Пилотный проект реконструкции котельных с созданием когенерационного источника электрической и тепловой энергии в рамках МЧП на территории с. Михайловка, с. Булгаково, с. Миловка; 

        Создана Рабочая группа по реализации проектов с использованием концессионного механизма, а также существенно расширен спектр возможных форм участия и финансово-правовых схем реализации проектов МЧП.

        Данная практика позволила заинтересовать инвесторов для вложения средств в экономику района, при условии сохранения муниципальной собственности на основные фонды, путем заключения концессионных соглашений.

        Таким же образом получил втору жизнь летний оздоровительный лагерь «Огонек». Инвестор, вложив ресурсы в ремонт лагеря и оборотные средства, получил возможность выступить оператором по организации летнего отдыха детей в данном лагере. В итоге, без привлечения бюджетных средств на подготовку лагеря к работе за четыре смены отдохнуло порядка 500 детей - жителей Уфимского района. Можно отметить положительный опыт в комплексной жилищной застройке. Когда застройщик берет на себя бремя по строительству не только дорог и сетей, но и социальных объектов. Так в селе Чесноковка в микрорайоне Спутник инвестор построил детский сад на 109 мест, и более того подготовил проект на детский сад совмещенный со школой уже в следующей очереди застройки. Теперь наша задача готовый проект, прошедший экспертизу отдать в реализацию на федеральный или региональный уровень. 

          Одна из Практик, это «Сокращение сроков прохождения разрешительных процедур в сфере строительства и земельных отношений при реализации инвестиционных проектов», позволила сократить сроки предоставления муниципальных услуг на 33 %. В качестве примеров можно привести: Выдачу ГПЗУ (сокращение уст. законом 30 срока до 20 дней); Выдача разрешения на строительство, ввод в эксплуатацию – с 10 до 7 дней и т.д. Общее количество регламентов, направленных на сокращение сроков прохождения разрешительных процедур – 14. При этом необходимо отметить общедоступный характер реализуемых мероприятий, в части сокращения сроков – действие в отношении всех категорий граждан. 

           Посредством внедрения Практики «Утверждения регламента сопровождения инвестиционных проектов по принципу “одного окна”: 1.Исключена необходимость обращения в различные структурные подразделения Администрации. 2. Также осуществляется сокращение сроков предоставления муниципальных услуг.3.Поддержка на различных стадиях реализации инвестиционных проектов. В качестве примеров текущих результатов: оказание содействия инвесторам в выдаче ГПЗУ, разрешения на строительство за 1 день (на проект строительства ж/д путей, ООО “Кроношпан Башкортостан”, ГПЗУ на проект производства лодочной фурнитуры, на основании ИП Нафиков И.С.); подбор земельных участков. 

         Создана Рабочая группа из числа сотрудников Администрации, осуществляющая сопровождение проектов. Текущий контроль осуществляется РГ по контролю и мониторингу реализации и сопровождения проектов в составе представителей предпринимательского сообщества.

         В части Практики «Формирования земельных участков, которые могут быть предоставлены субъектам инвестиционной и предпринимательской деятельности»: 

(ЗУ), предлагаемые к реализации путем проведения торгов, (в количестве 19 шт.), а также ЗУ, на территориях индустриальных и техно-парков Уфимского района, с представлением помимо необходимой, а также дополнительной информации: о точках и стоимости подключения к инженерным коммуникациям, а также доступных энергомощностях.

формирования ЗУ, предоставляемых субъектам инвестиционной и предпринимательской деятельности (предполагающий предложение земельных участков с высокой/различной степенью готовности и комплексом необходимых инженерных коммуникаций, возможность более быстрого «старта» реализации проекта), включающий: 1.Формирование ЗУ путем перевода невостребованных земельных долей.2.Выявление наличия ветхих строений, подлежащих сносу, а также площадей, свободных от прав третьих лиц. 3.Снижение ставок земельного налога, в качестве стимулирующего фактора размещения производства на территории района; 4. Превентивное формирование земельных участков, в т.ч. с целью информирования потенциальных инвесторов (о проведении торгов, и т.д.                                                              lll

       В качестве специфики реализуемых мероприятий, необходимо отметить тесную взаимосвязь внедряемых Практик (несмотря на их многочисленность), при этом, в качестве системообразующих и наиболее важных представлены: Сопровождение проектов по принципу «одного окна» и реализация проектов МЧП.

 

     Резюме:

     В части особенностей формирования инвестиционного климата, а также показателей развития и доступности инвестиционной инфраструктуры, следует отметить, что:   

Качество инвестиционной среды, отображаемое в рейтингах стран (Национальный рейтинг, Doing Business) во многом зависит и определяется эффективностью работы муниципального уровня власти на местах: сроки получения разрешения на строительство, подключения к инженерным коммуникациям, оформление земельных участков, доступность инженерной инфраструктуры и т.д. (перечень других индикаторов условий ведения бизнеса, связанных с количеством и сроками прохождения разрешительных процедур, наличием барьеров)

В связи с этим, в рамках реализуемых, а также планируемых к реализации мероприятий, направленных на улучшение качества инвестиционной среды, особо следует отметить:

1)    Упрощение ведения предпринимательской деятельности, в частности посредством сопровождения проектов по принципу «одного окна» (в т.ч. сокращения временных и финансовых издержек инвесторов, снижения административных барьеров)

2)    Реализацию собственного потенциала района посредством более эффективного использования имеющихся активов (на базе заключения концессионных соглашений и реализации социально-значимых проектов с использованием механизма муниципально-частного партнерства).