Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Республиканские порталы Карта сайта Вход

Муниципальный район Уфимский район Республики Башкортостан

Доклад Главы администрации МР Уфимский район РБ на XXXI заседании Совета МР Уфимский район РБ

15 Февраля 2016
32
0

Проект

 

Отчетный доклад главы администрации 

муниципального  района Уфимский район

Республики Башкортостан об итогах работы за 2015 год

 

Уважаемые Илшат Азаматович,  Фарит Абзалетдинович!

Уважаемые депутаты и приглашенные!

Сегодня мы подводим итоги социально-экономического развития нашего района в 2015 году. В соответствии Уставом  муниципального района Уфимский  район Республики Башкортостан представляю отчет о деятельности главы и администрации Уфимского района за 2015 год.

2015 год – поистине знаковый для Башкортостана. Саммиты ШОС и БРИКС вписали в историю страницы, когда Республика Башкортостан и ее столица г. Уфа стала центром международной политики. В подготовке и проведении этих важных форумов достойную лепту внес и наш Уфимский район. Мы справились с поставленными задачами, за что многие наши коллеги были награждены грамотами и благодарственными письмами оргкомитета.

Большая работа в Уфимском районе была проведена в преддверии 70 –летнего юбилея Великой Победы и   85-летия со дня образования родного района. К 9 мая  на территории 4  школ  установлены бюсты Героев Советского Союза,  в Михайловке создан новый мемориал - Аллея героев Советского союза - уроженцев Уфимского района; открыты новые памятники и отреставрированы все существовавшие ранее. Активно наши жители включились в благотворительную акцию «Марафон победы». Традиционной заботой и вниманием были окружены и наши ветераны: многие из них прошли медицинское лечение, проведены ремонт и благоустройство их домов и прилегающих территорий; 4 человека получили сертификаты на улучшение жилищных условий. Но работа по увековечиванию памяти подвига советского народа не ограничивается для нас юбилейными мероприятиями, поскольку  внимание к ветеранам войны и труда должно быть постоянной составляющей для деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Подводя итоги прошедшего года, отмечу, что основными задачами администрации района по-прежнему оставались повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение бесперебойной работы муниципальных организаций и бюджетных учреждений, учет и контроль исполнения доходной и расходной частей районного бюджета, привлечение инвестиций.

Экономика. (На слайде общие социально-экономические показатели). Общий объем отгрузки товаров и услуг собственного производства в 2015 году составил более 17 млрд. рублей, что превышает показатели предыдущего года –  107,5%   (сравнение с РБ на слайде).

Индекс промышленного производства   -  106,3 %.  

Оборот розничной торговли в 2015 году составил 5,2 млрд. рублей, что почти на 7,5 % больше прошлогоднего уровня. По республике наблюдается снижение объема розничного товарооборота - 86,9 %.

 К сожалению, кризис  повлиял и на покупательскую способность населения –  объем оборота общественного питания, платные услуги населению к уровню предыдущего года снизились (сказалось снижение спроса на медицинские и санаторно-оздоровительные услуги). Такая же тенденция наблюдается и в целом по республике.

 Довольно высоким остается удельный вес убыточных предприятий – 34 %  от общей численности. Этот показатель в районе выше чем среднереспубликанский (22 %) и вырос по сравнению с 2014 годом. Убыток составил более 680 млн. рублей. 

Одним из главынх индикаторов, характеризующих уровень жизни населения, является заработная плата, в 2015 году  по району  она возросла    на 9 % и  составила 34 тысяч  рублей в месяцчто выше среднереспубликанского показателя на 6 тысяч рублей (слайд – снижение по РБ).  

 Численность занятых в экономике района – более 27 тысяч человек, чуть более  трети из них – 10 с половиной  тысяч  -  трудятся в сфере  малого предпринимательства. Этот показатель стабилен в последние годы. 

В районе ведется последовательная работа по регулированию рынка труда. Но в прошлом году был допущен небольшой рост числа безработных, увеличился и коэффициент напряженности, хотя наши показатели -  ниже республиканских.

В течение года состояние экономики в районе отслеживалось посредством мониторинга оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.    В совокупности по показателям, утвержденным Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 435 от  5 декабря 2012 г., Уфимский район в течение последних 3- х лет занимает 1-е место. Наиболее высокий рейтинг район получает по показателям    инвестиционной привлекательности, доходам и занятости населения, бюджетной системе. Значительно отстаем по разделу «Реальная экономика», в частности по показателям сельскохозяйственного производства.

В начале 2015 года в районе был разработан комплексный план мероприятий по  обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в муниципальном районе Уфимский район Республики Башкортостан в  2015-2017 гг., включающий в себя комплекс мероприятий по оптимизации и сокращению бюджетных расходов, пополнению бюджета,  мероприятия по развитию  основных отраслей хозяйства и предпринимательства, снижению напряженности на рынке труда. В течение года проводились заседания  межведомственной комиссии,  на которые приглашались  руководители предприятий, испытывающих трудности  в развитии предприятий в сложный период экономического кризиса. Ежеквартально проводится мониторинг  исполнения плана: из общего объема запланированных в 2015 году мероприятий  выполнено и находится в стадии выполнения  89%.

Финансы.

2015 год стал настоящим испытанием на прочность нашей бюджетно-финансовой системы. В консолидированный бюджет муниципального района Уфимский район   в 2015 году поступило свыше 2 млрд. рублей, что на 114 млн. рублей выше уровня предыдущего года.

 Поступления налоговых доходов составили чуть менее 650 млн. рублей, неналоговых доходов – свыше 400 млн. рублей. Важно отметить превышение плана в поступлении дополнительных собственных доходов свыше  211  млн. рублей.

В рамках полномочий в виде субвенций и субсидий из республиканского и федерального бюджетов поступило более 1 млрд.  рублей.

В целях обеспечения роста поступлений доходов,  разработан механизм по организации эффективного взаимодействия органов местного самоуправления, налоговых, регистрирующих и учетных органов по выявлению собственников земельных участков и другого недвижимого имущества и привлечения их к налогообложению. 

 Путем координации совместных действий с БТИ РБ, был осуществлен поуличный обход всех 89 населенных пунктов района и выявлено почти 2700 домов, не стоящих на учете, с общей площадью свыше 366 тыс.кв.м. жилья. (примерная сумма недополучения в виде налогов на имущество составляет свыше 20 млн. руб. в год). Еще в 2014 г. был заключен контракт с Урало-Сибирской Гео-информационной компанией на установку и адаптацию географической информационной системы относительно территории Уфимского района в разрезе всех 19-ти сельских поселений для оценки уровня собираемости платежей от использования соответствующих территорий.    На основании полученных сведений были проведены   мероприятия в рамках осуществления полномочий по муниципальному земельному контролю. За 12 месяцев 2015 года проведено 361 мероприятие муниципального земельного контроля в отношении физических лиц с привлечением установленных нарушителей к административной ответственности на сумму более 350 тысяч рублей.

 Таким образом, использование ГИС позволяет проводить не только сплошную инвентаризацию всех земель, но и повысить их экономический потенциал.  

Одним из значимых направлений в работе по повышению доходного потенциала считаю работу постоянно действующей комиссии по снижению неформальной занятости населения, своевременной выплаты заработной платы.  За 2015 год дополнительно было выявлено 120 предприятий и организаций, выплачивающих заработную плату ниже минимально установленной в РБ, выявлено более 10 обособленных подразделений, работающих на территории района, но не состоящих на налоговом учете. Кроме этого благодаря проведенным рейдам легализовано свыше 900 трудовых ресурсов, с которыми в дальнейшем были заключены трудовые договора. Благодаря работе комиссии по предварительным оценкам будет обеспечено дополнительное поступление во все уровни бюджетов  более 30 млн. руб., в т.ч. от легализации теневой заработной платы порядка 27 млн.руб. Надеюсь, что к данной работе подключится и прокуратура района.

Результатом многогранной работы по легализации трудовых отношений и созданию новых рабочих мест стало увеличение числа занятых в экономике района за два последних года на 3,5 тысячи человек.

Следующее направление, которое ранее в работе отсутствовало и дало нам в 2015 году дополнительно более 9 млн. рублей – это рекламная деятельность.

Учитывая недостаточность бюджетных средств на модернизацию существующей и вновь создаваемой инфраструктуры района (включая водоснабжение, водоотведение, уличное освещение, дороги и другое) мы провели референдум по вопросу местного самообложения. В пяти сельских поселениях установлен сбор-самообложение граждан, который составляет от 200 до 500 рублей на домовладение, что обеспечит дополнительно порядка 1 млн. руб. доходов в консолидированный бюджет района. И эта работа привлечения самого населения в создание комфортных условий их жизни будет продолжаться. В частности, мы будем поддерживать население тех улиц в дорожной деятельности, которое само готово участвовать в этом на условиях софинансирования.

 Еще ряд мероприятий (таких как усиление работы административной комиссии, постоянный мониторинг уплаты по договорам аренды на землю и имущество, инвентаризация земельных участков и имущества, проведение торгов) по поступлению дополнительных доходов приносит свои результаты. В результате претензионно-исковой работы отделов имущественных и земельных отношений администрации взыскано неналоговых доходов в бюджет около 6 млн. рублей.

Главный итог всей работы по реализации данных  мероприятий -  обеспечение дополнительных поступлений в бюджет более 100 млн. руб.

В то же время нельзя не отметить, что с 2012 года, как и в целом по республике, продолжается ежегодный рост недоимки в бюджет с 22   млн. рублей до  47,3 млн. рублей на 1 января 2016 года.

Наряду с повышением доходного потенциала проводится работа по оптимизации расходов.  

Первое, что было сделано - это пересмотрены структуры самой администрации и сельских поселений. Выведен на аутсорсинг обслуживающий персонал в количестве 22,5 единиц. С января 2015 года сокращены 73 единицы муниципальных служащих в сельских поселениях района – экономический эффект – более 4 млн. рублей.

В результате создания отдельного хозрасчетного предприятия по организации школьного и дошкольного питания было выведено из бюджетного содержания 120 обслуживающих работников, экономический эффект – более 3 млн. рублей.

За счет введения в детских садах групп кратковременного пребывания  экономия бюджетных средств составила почти 900  тыс. руб.

Вступление в СРО муниципального учреждения «УЗАиС» позволило исключить затраты муниципальных учреждений на составление проектно-сметной  документации, проверку достоверности смет и технадзор в сумме 1,5 млн.руб.

В 2015г. проведена реорганизация учреждений дополнительного образования (ДДТ и СЮН), что позволило сократить 10 штатных единиц, с экономией  более 1 миллиона. 

Завершена оптимизация учреждений культуры. Если ранее каждое из 37 учреждений было самостоятельным юридическим лицом, то сегодня   в данной сфере функционируют всего четыре юридических лица со своими структурными подразделениями. Технический персонал в количестве 59 единиц переведен на аутсорсинг, сотрудники, работающие по совместительству, принимаются только на период активного творческого сезона. Эти меры позволили обеспечить выполнение майского Указа Президента Российской Федерации в части доведения средней заработной платы работников культуры до показателей «дорожной карты» - 19000 рублей (среднереспубликанский показатель – 18577 рублей).

В ходе реализации планов  по повышению эффективности работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства выполнены мероприятия с общим экономическим эффектом в сумме более 1,5 млн. рублей.  Кроме того, предприятиями коммунального хозяйства района осуществлены мероприятия по модернизации объектов ЖКХ на сумму около 15 млн. рублей, в том числе за счет собственных средств предприятий – более 1,5 млн. рублей, которые в свою очередь также приведут к оптимизации и сокращению расходов.

Продолжается работа по приватизации и реорганизации муниципальных предприятий, в результате которой произошло слияние трех предприятий: МУП «АЗИЯ», МФЦ и МКУ, что позволило сократить 7 человек из числа управляющего и обслуживающего персонала.

           Включены в план приватизации на 2016г. еще четыре муниципальных предприятия, на данном этапе идет работа по оформлению всех необходимых документов.

Ведется большая работа по паспортизации и оформлению права собственности объектов коммунальной инфраструктуры и бесхозного имущества (таких было выявлено около 300).

Благодаря муниципально-частному партнерству восстановлена деятельность двух важных объектов муниципальной собственности - асфальтобетонного завода в с. Михайловка и детского оздоровительного лагеря «Огонек» в д. Глумилино. Завершается капитальный ремонт столовой в с. Михайловка, которая будет полностью переоборудована под производство полуфабрикатов для детского питания, что в свою очередь улучшит качество питания в образовательных учреждениях района.

Проведена большая работа по экономии потребления тепловой энергии. Во всех учреждениях района установлены приборы тепловой энергии с удаленным доступом контроля за их работой с помощью программы диспетчеризации. Ожидаемый эффект от данного мероприятия более 5 млн.руб. в год.

 В то же время мы понимаем, что  нагрузка на бюджет ежегодно увеличивается, в том числе за счет ввода в эксплуатацию новых социальных объектов и объектов инфраструктуры. В 2015 году уже введены 6 детских садов, содержание каждого из  которых обойдется бюджету около 10 млн. рублей в год. 

Но, несмотря на это, в прошлом году за счет средств районного бюджета удалось капитально отремонтировать  около 42 км дорог с твердым покрытием на общую сумму 60 млн. руб. и провести модернизацию объектов коммунального хозяйства на сумму 36 млн.руб.

Однако, с учетом необходимости обеспечения вводимого жилья соответствующей инфраструктурой и постоянной модернизацией ранее введенного в эксплуатацию коммунального хозяйства в дальнейшем потребуются значительные финансовые ресурсы для обеспечения жителей района комфортными условиями проживания.  На сегодня имеются 13  проектов с пройденной государственной экспертизой на общую сумму 800 млн. рублей. В реализации этих планов мы надеемся на понимание и поддержку наших инициатив со стороны республиканских органов.

Расходы консолидированного бюджета района за 2015 год исполнены  в сумме  свыше 2 миллиардов   рублей. По- прежнему наибольший объем финансирования в структуре расходов бюджета приходится на образование и жилищно-коммунальное хозяйство.   

Кроме того, поступление собственных доходов сверх утвержденного плана позволило профинансировать  дополнительные   расходы.

     В текущем году нам предстоит продолжить осуществление мероприятий по повышению доходного потенциала    района, принять жесткие меры по сокращению недоимки в бюджет, активизировать работу по легализации объектов налогообложения, проведению мероприятий по выявлению собственников земельных участков и имущества, и привлечение их к налогообложению,   осуществить постановку  на государственный кадастровый учет объектов инженерной инфраструктуры,   электросетевого хозяйства.

              Будет продолжено   формирование бюджета по программному принципу.   В 2015 году финансирование программных мероприятий бюджета составило более  94,4 %, в 2016 году мы ставим задачу довести эту цифру до  96 %.  

         Промышленность, СМП. Поступление доходов в районный бюджет в значительной степени   зависит от стабильной работы предприятий промышленности и переработки.  Наиболее крупные из них: «ГлавБашСтрой», «Ласселсбергер», Уфимский трансформаторный завод ОАО «Электрозавод», «Уфамебель». Доля предприятий промышленности в общем объеме произведенной и отгруженной продукции составляет 46-50% - это более 8 млрд. рублей. Увеличилось производство строительных и ремонтных материалов, электрооборудования. Несмотря на сложные экономические условия основные промышленные предприятия этой отрасли наращивают темпы производства, инвестируют средства в дальнейшее совершенствование производственных процессов, сохраняют численность работающих и повышают уровень их заработной платы. Надеемся, что в самое  ближайшее время свою лепту в бюджет района начнет вносить и   введённый завод ООО Кроношпан. 

В районе традиционно динамично развивается малый и средний бизнес. По состоянию на 1 января 2016 года на территории района зарегистрировано 1279 средних, малых и микропредприятий, 1706 индивидуальных предпринимателей. В развитии данного сектора экономики сохраняются тенденции прошлых лет.

Число субъектов малого предпринимательства на 10000 чел. населения в 2015 году составило 374,  что выше  среднереспубликанского показателя. (Слайды).  

В соответствии с муниципальной программой  по развитию малого и среднего предпринимательства, в прошлом году  на оказание  финансовой поддержки    было направлено 800 тыс. руб. из районного бюджета, что более чем вдвое превышает показатель 2014 года.  Также   по результатам конкурса, проводимого Госкомитетом РБ по предпринимательству и туризму, администрации Уфимского района предоставлено софинансирование муниципальной программы из бюджета Российской Федерации около 1 млн. руб. Субсидию получили 5 организаций, занимающихся коммунальным хозяйством, производством пищевых продуктов и напитков (слайд).   

 Инвестиции. Жизнь доказала, что необходимым условием комплексного социально-экономического развития муниципалитета является привлечение инвестиций в его экономику.   

Общий объем финансирования объектов строительства в 2015 году составил более 12 миллиардов рублей, из них более 340 млн. рублей  -  за счет средств республиканского бюджета.  

Эти средства были использованы на: завершение строительства водопровода и водозабора в с. Таптыково, строительство объекта «Водопроводные сети северной зоны с. Михайловка».  Самый крупный объект, строительство которого было завершено в 2015 году – детский сад на 110 мест в с. Чесноковка. На территории района завершается строительство еще трех детских садов, заказчиком которых выступило Управление капитального строительства РБ – в Булгаково, Ново-Булгаково и Авдоне.  

В 2016 году инженерная инфраструктура района пополнится водопроводными сетями протяженностью более 10 км в с. Стуколкино. Общая стоимость выполненных  работ по строительству водовода  насосной станции, установке бактерицидных установок, двух водонапорных башен и уличного водопровода на данном объекте составляет более 29 млн. рублей.

Продолжаются работы по строительству насосной станции 2-го подъема и резервуаров питьевой воды для обеспечения водоснабжения села Чесноковка с микрорайоном Томилино, села Зубово, деревень Загорский, Федоровка, лимит внебюджетных средств, направленных на строительство насосной станции в 2015 году составил около 10 млн. рублей. За счет  собственных и внебюджетных средств также выполнена проектно-сметная документация социальных объектов на общую сумму около 800 млн. руб. 

          В рамках мероприятий по улучшению и развитию инвестиционного климата на территории   района администрация приняла  участие в пилотной апробации внедрения успешных муниципальных Практик, направленных на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне, проводимых АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов». В результате были внедрены 10 Практик, позволяющие представителям бизнеса  в более короткие сроки и за меньшие финансовые издержки осуществлять инвестиции. Опыт работы района в этом направлении был признан успешным как на республиканском, так и на федеральном уровнях: по итогам конкурса Национальной предпринимательской премии «Бизнес – успех» среди муниципальных образований Приволжского федерального округа в номинации «Лучшая муниципальная практика поддержки предпринимательства» муниципальному району Уфимский район Республики Башкортостан присуждено почетное третье место.      

Строительство. Не будет преувеличением сказать, что Уфимский район – один из крупнейших строительных площадок  республики.  При годовом прогнозе в 270 тыс. кв. м. жилья, по итогам 2015 года в районе введено в эксплуатацию 350  тыс. кв. метров жилья.  За последние пять лет объем строительства  в районе увеличились в два с половиной раза. Однако   интенсивное     возведение  жилья требует от нас масштабного развития  новых объектов экономического и социально-культурного назначения, инженерно – коммунальной инфраструктуры. Так, например, в нашем районе давно  назрела необходимость строительства крупного физкультурно-оздоровительного комплекса.   В целом же вынуждены признать, что инфраструктура района не успевает за темпами строительства жилья. Хотя в   этом направлении в текущем году сделано нами немало.  

 Сельское хозяйство. Уфимский  район является крупным сельскохозяйственным районом: по объемам производства в республике мы занимаем второе место, в числе передовых  район и по производительности труда на 1 работника, и по заработной плате.   В 2015 году на условиях субсидирования затрат приобретено 8 зерноуборочных комбайнов, из них 6 комбайнов купила Агрофирма «Николаевская» и один комбайн фермер Нурмухаметов М.Г. Оказана поддержка и из муниципального бюджета.   

Несмотря на непростые погодные условия,  основные показатели в растениеводстве выше прошлогодних: выращен хороший урожай подсолнечника, наблюдается ежегодный рост производства картофеля. В целом по всем категориям хозяйств в районе за 2015 год собрано более 44 тыс. тонн картофеля (97% к уровню прошлого года; урожайность –160,2 ц/га), овощей – 35 тыс. тонн (355,7 ц/га). По производству картофеля район занимает первое место в республике, по овощам – второе. Аграриями собрано более 53 тыс. тонн зерна в бункерном весе (за последние 4 года - это наивысший показатель).

Весомый вклад в районный каравай и прирост производства зерна по сравнению с прошлыми годами внесли земледельцы Агрофирмы «Николаевская» (26%), совхоз «Алексеевский» (17%), ОАО «Шемяк» (11%), УралАгро (9%).    

Вместе с тем, резервов для дальнейшего усиления работы в растениеводстве предостаточно. Как за счет своевременного и качественного проведения работ, так и широкого использования адаптированных в республиканских условиях новых семян,   повышения плодородия земель, а также возделывание перспективных, высокодоходных культур, таких как кукуруза на зерно, вика, рапс, подсолнечник. К основным задачам нужно отнести и приобретение высокопроизводительной техники. 

В отрасли животноводства, к сожалению, продолжаются негативные тенденции прошлых лет. Поголовье КРС за последние 5 лет в сельхозпредприятиях района сократили на 34%, коров на 21%, , и как следствие -  производство молока на 20%.  За год уменьшили поголовье крупного рогатого скота на 1129 голов, в том числе коров – на 259 голов (на 6,4%). Сократилось и  поголовье лошадей на 384 головы. Рост в показателях зафиксирован только в развитии свиноводства  (цифры на слайдах – рост 17,9%). 

Производство молока в 2015 году в сельхозпредприятиях составило только 97 % к уровню  2014 года.  Хотя продуктивность  при этом выросла и составила 4760 кг на одну корову.

Сегодня мы настойчиво нацеливаем  районных сельхозпроизводителей на обязательное участие в госпрограммах; резервы увеличения производства продукции животноводства в районе имеются и они должны принести свои результаты.

 Коммунальная сфера.  

Жилищно-коммунальное хозяйство – эта та сфера жизнедеятельности, которая напрямую влияет на настроение людей. Долгое время в районе системе ЖКХ не уделялось должного внимания, и сегодня состояние ее основных  фондов характеризуются высокой степенью износа.  И мы понимаем, что в настоящее время эта отрасль нуждается в огромных финансовых вложениях.

 За отчетный период к работе в осенне-зимний период подготовлено 402 многоквартирных дома, 57 котельных, 63 социальных объекта; заменены и подготовлены к работе около 120 км тепловых, водопроводных,  канализационных и  электрических сетей, выполнен ремонт  29 объектов насосоных станций и водозаборов. 

В рамках реализации Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Уфимского района, выполнен капитальный ремонт кровель восьми многоквартирных домов  на общую сумму более  9 млн. руб. в населенных пунктах с. Дмитриевка, д.  Николаевка, с. Нижегородка, с. Михайловка, с. Ольховое.

 В рамках реализации программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда в 2015 году было переселены жители 19 квартир в с. Дмитриевка, 3 квартиры в с. Михайловка.  

В 2015 году существенно изменилась ситуация со свалками ТБО: введено в эксплуатацию мусоро-сортировочное оборудование на полигоне д. Сергеевка; по решениям судов произведена рекультивация несанкционированных  свалок в  д. Николаевка и д. Дубрава Таптыковского сельсовета. 

Социалка. Динамичное развитие экономики района, стабильность в бюджетно-финансовой сфере создают условия для устойчивого функционирования учреждений социальной сферы.

Образование. В районе успешно решаются задачи государственной образовательной политики. 

Администрация  района  планомерно проводит мероприятия, направленные на развитие системы дошкольного образования. В 2015 году введено 170 дошкольных мест. Развивается сектор частных детских садов,  которые  посещает 118 детей.

На начало года численность детей, посещающих 35 детских садов района, составляет 5096 человек. Несмотря на то, что доля детей, от 3 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, составляет у нас в районе 100%, показатель обеспеченности дошкольными учреждениями детского населения до 7 лет достиг лишь 80%.

В ближайшее  время  начнут функционировать еще  3 детских сада, которые смогут принять 420 детей: в с.Булгаково, с.Авдон, микрорайоне Новобулгаково. Всего за три последних года открыты 795 дошкольных мест. Таких темпов строительства дошкольных образовательных учреждений район еще не знал.

За последние 6  лет численность школьников возросла почти на 2,5  тысяч. В связи с этим сегодня мы вынуждены констатировать недостаточность проектной мощности наших школ, двусменный режим работы организован в 10 общеобразовательных школах.    Для создания комфортных условий обучения нам необходимо строительство еще 10 школ  и   пристроев начальных блоков к зданиям существующих школ.    

  Система образования района обеспечивает возможность реализации права на доступное и качественное образование для каждого ребенка, в том числе для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Из 205 детей-инвалидов, зарегистрированных в Уфимском  районе, в наших школах обучается 65 детей   данной категории.   

В 2015 году по новым стандартам в нашем районе обучались 5121 школьник, что составило около  60% от общей численности обучающихся.

Сегодня «доля обучающихся, применяющих на уроках электронные ресурсы», составляет 36,2 %.

Основные показатели системы образования района остаются   стабильными: ежегодно наблюдается повышение качества образования, растет число медалистов, наши школьники - в числе призеров  на региональных этапах всероссийских олимпиад, а педагоги – активные участники  профессиональных конкурсов (слайды).   Однако нас не может не тревожить тот факт, что 8 выпускников в 2015 году не получили документ о среднем общем образовании. В настоящее время все они продолжают получать образование в учреждениях среднего профессионального образования на основе документа об основном общем образовании. Тем не менее задача повышения уровня качества образования наших выпускников остается для нас актуальной.

В целом, в районе созданы условия для эффективного развития системы национального образования, а также дополнительного образования, представленной организациями различной ведомственной принадлежности.

В 2015 году Профессиональный лицей №83, расположенный в с. Михайловка, преобразовался в ГАПОУ Башкирский агропромышленный колледж путем присоединения Иглинского и Чишминского профессиональных училищ. Функционирование на территории района профессионального образовательного учреждения обеспечивает наши сельхозпредприятия уникальной возможностью пополнять свои кадры выпускниками этого колледжа.

Традиционно, на особом контроле администрации мероприятия, направленные на сохранение здоровья учащихся. Это организация горячего питания,  приобщение к  занятиям физической культурой и спортом, организация отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков в период школьных каникул. По данным направлениям мы сохранили показатели прошлых лет.

  Здравоохранение.  В 2015 году деятельность учреждений здравоохранения Уфимского района осуществлялась в рамках действующего федерального и республиканского законодательства, Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам. 

С начала 2015 года осуществлена реорганизация Уфимской центральной районной поликлиники путем присоединения к Городской клинической больнице № 21 г. Уфа, что позволил